gototopgototop

Анонс

Главная Минидиск Как появился минидиск

Как появился минидиск

Началом эры принято официально считать конец 1992 года, но первые печатные сообщения об этой разработке фирмы Sony появились на полтора года раньше. Теперь, оглядывая прошедшие года, понятно, что основная движущая идея создания мини-диска заключалась в создании носителя более компактного, чем магнитофонная кассета и одно-временно столь же удобного в обращении как компакт-диск. И хотя при этом ставилась цель получить практически такую же длительность и максимально близкое цифровое качество, этот носитель рассматривался в домашней фонотеке как второй.

 

Недолгое время минидиска.

 

При создании системы записи и воспроизведения с мини-диска были использованы технологии сжатия сигнала, оптического считывания сигнала с оптических и магнитооптических дисков и запись поверх записи, позволяющая одновременно стирать предыдущую и писать новую информацию. Малогабаритность минидиска определяла и область его основного использования в переносной и автоаппаратуре. Вы помните, столько проблем возникает в магнитофонном или CD-плеере при движении и толчках. У мини-диска подобных проблем не должно было возникать, и вот тут он уж точно первый.

минидиск sony

Сначала несколько слов о конструкции. Сам магнитооптический минидиск диаметром 65 мм спрятан в пластмассовом футляре, который очень похож на конструкцию компьютерной дискеты 3,5 дюйма. Доступ к поверхности записи также закрыт сдвигающейся шторкой, но в мини-диске, в отличие от дискеты, предусмотрена защита от открывания вне аппарата, как у VHS-кассеты. Если взять MD в руки, то создается первое обманчивое впечатление, что мини-диск квадратный, но реально стороны различаются на 3 мм (габариты MD составляют 68x71x5). Так что правильная установка при использовании предопределяется геометрией корпуса.

Чистые минидиски, на которых возможна запись, выпускаются двух типов: на 74 и 60 минут. Поскольку запись и воспроизведение осуществляются так же, как и в компакт-диске с постоянной линейной скоростью, то для дисков различной продолжительности осуществляются со скоростью 1,2 и 1,4 м/с соответственно. Фирмы-изготовители MD гарантируют не менее 1 миллиона повторения циклов запись-воспроизведение-стирание. Чтобы после записи случайно не стереть ее, пытаясь записать новую, в мини-диске предусмотрена механическая защита в виде сдвигаемой задвижки-предохранителя.

Защита от ударов в системе с мини-диском реализована программно-аппаратным способом. Дело в том, что скорость считывания музыкального сигнала с мини-диска значительно превышает необходимую для нормальной работы ЦАП'а. Поэтому при воспроизведении декодер компрессии сначала понижает ее до требуемой. Излишние данные временно хранятся в буфере, что позволяет успевать восстанавливать потерянные при ударе данные на временных отрезках длительностью до нескольких секунд.

Для того, чтобы уместить на мини-диске 74-минутную запись, используется метод сжатия сигнала, который по начальным буквам полного английского названия обозначается как ATRAC (Adaptive Transform Acoustic Coding). Результатом такой обработки является понижение потока данных при записи на MD, который составляет только пятую часть от потока данных в CD. В процессе развития минидисковой техники совершенствовался и сам алгоритм этого адаптивного преобразования, и вехами на этом пути стали соответствующие версии 1.0, 3.0,4.0,4.5. До версии 4.0 покупателю все было ясно, так как основным разработчиком была фирма Sony.

После того как появились конкуренты, ведущие самостоятельные разработки, голова у разборчивого и ориентированного на простую ситуацию потребителя пошла кругом. В чем, например, разница между версиями ATRAC 4,5 (Sony) и ATRAC 5.0 (Sharp)? Чем больше цифра, тем лучше? Поскольку пути, по которым пошли фирмы, совершенствуя адаптивный алгоритм, оказались разными, то прямое сравнение по номеру неправомерно. И Sony как обычно приняла нетривиальное решение и выпустила новую версию уже с буквенным индексом. Новая версия обозначена как R, и тайный смысл этого, по объяснению фирмы, раскрывается просто: буква появилась от английских слов Relocation (перераспределение). Refine (очищение) или даже Reference (эталон)...

минидиск memorex

Процедура цифровой обработки ATRAC включает кодирование при записи и декодирование при воспроизведении. В первоначальной версии в процесс кодирования входили четыре основные операции. Сначала для каждой мгновенной выборки входного аналогового сигнала определяется спектр, и этот спектр разделяется на блоки. Весь рабочий частотный диапазон разбивается на 512 частотных полос. Второй этап - определение масштабного коэффициента для каждого блока. Это позволяет получить равную точность для сигналов разных уровней.

Затем происходит квантование в каждом из выделенных спектральных участков, и при этом определяется длина цифрового слова. Максимальное количество уровней при этом 52. И наконец результаты полученного квантования в цифровом виде записываются на минидиск. При воспроизведении сигнал декодируется, то есть восстанавливается в обратном порядке в первозданном аналоговом виде. В новой версии ATRAC входной сигнал обрабатывается с удвоенной производительностью по сравнению с версией 4.5. и введены две дополнительные операции перед записью на мини-диск.

Для повышения точности производится повторный анализ уровней в каждом участке частотного диапазона, и по его результатам осуществляется коррекция данных (повторная настройка или, как это называет фирма, перераспределение). При воспроизведении же процесс остался неизменным. Если в CD-проигрывателях присутствуют всевозможные режимы воспроизведения, то в минидисковой деке их дополняют обширные функции редактирования. Стирание определенного трека или только его фрагмента, запись поверх трека, перемещение, объединение и разделение треков. Причем при выполнении всех этих действий ошибка нестрашна, так как среди многочисленных команд управления редактированием имеется и команда Undo, позволяющая отменить последнее действие.

Минимальные габариты MD не позволяют напечатать эффектный красочный вкладыш внушительных размеров. Но в случае MD его вполне оперативно заменяет бегущая строка с информационным текстом. На каждом диске выделено место для записи ТОС (Table Of Contains), содержащий название диска, номера трека и также его название. Общее количество знаков составляет около 1700, и они могут распределяться между треками произвольно. Так что в среднем на каждый из треков, если на диске их содержится, например, 20, приходится более 80. Вполне достаточно, чтобы сообщить слушателю имя исполнителя, название произведения и даже диска, с которого эта запись скопирована. Одновременно записывается и адрес каждого музыкального произведения, что позволяет в проигрывателе организовать практически мгновенный доступ к нему.

Использование буфера памяти, столь необходимого при воспроизведении, и при записи позволяет организовать такую невозможную для аналоговых магнитофонов функцию, как запись без потерь уже после начала воспроизведения источника. Эта возможность, иногда называемая "машина времени", заключается в том, что в буфере постоянно обменивается информация, поступающая с подключенного входа. И в зависимости от емкости буфера это позволяет записать несколько предшествовавших включению записи секунд (обычно от 2 до 6), которые в кассетном магнитофоне были бы безвозвратно потеряны. Особенно удобна функция при выборочной записи эфирных радиопередач.

Еще одна неотъемлемая часть информационной структуры минидиска - руководство управления последовательным копированием. Тут необходимо отметить, что с появлением каждого нового носителя все жестче звучат требования обладателей авторских прав на музыкальные записи к запрету несанкционированного копирования. В системе мини-диска разрешено одно последовательное цифровое копирование без потери качества. То есть с компакт-диска или другого цифрового носителя можно сделать на мини-диск первую копию по цифровому входу, а все последующие могут быть выполнены только после аналогового преобразования в минидисковой деке.